Почему считается, что вампиры боятся солнца?
Произнесите слово “вампир”, и у любого человека в голове возникнет один и тот же образ. В народном воображении вампиры – это высокие, худые, бледные, одетые во все черное, с благородной осанкой. Которых от живых отличают выступающие клыки. Которыми они протыкают шеи своих жертв, чтобы высасывать их кровь.
Но наряду с образом хорошо одетого кровопийцы существует и целый ряд других характеристик. Связанных с поведением, способностями и слабостями вампира.
Считается, что вампиры – это живые мертвецы, вернувшиеся из могилы. После того, как их укусил другой вампир. Считается, что вампиры имеют нечеловеческую силу. Могут превращаться в животных, например в летучих мышей, не отражают света и гипнотизируют своих жертв.
Принято считать, что вампиров, как и оборотней, нельзя убить обычными методами. А нужно уничтожить одним из нескольких избранных способов – колом в сердце, чесноком или крестом.
Однако часто говорят, что вампиров, как существ ночных, отталкивает солнечный свет. Более того, на некоторых известных изображениях вампиры могут быть даже убиты при контакте с дневным светом. Происхождение этого аспекта мифа о вампирах до сих пор обсуждается.
Хотя этот факт, удивительным образом, отсутствует в, пожалуй, самой влиятельной истории о вампирах – “Дракуле” Брэма Стокера.
Фольклорные вампиры
Несмотря на фольклорное происхождение, вампиры, знакомые нам, в нескольких существенных аспектах отличаются от своих предшественников. Образ вампира уходит корнями в несколько фольклорных традиций Европы. Где он встречается в средневековых культурах Румынии, Германии и Греции.
Считается, что многие легенды о вампирах возникли в периоды массовых эпидемий. Например во время эпидемий, когда количество умирающих означало невозможность их правильного захоронения. И повышенную подверженность загадочным процессам, происходящим с трупами во время разложения.
Ранние версии мифа о вампирах далеки от бледного дворянина, популярного в XIX и XX веках. Вместо этого вампиры часто описывались как раздувшиеся и багровые. Настолько, что было известно сравнение краснолицых людей с вампирами.
Теория порфирии
Тем не менее, некоторые считают, что такая вампирическая черта, как боязнь солнечного света, связана с реальным заболеванием. Речь идет о порфирии. Заболевании крови, при котором люди становились бледными. А светочувствительность была одним из известных симптомов.
Так описания больных совпадают с характеристиками современных изображений этого существа. А образ страдающего порфирией, прячущегося от света, является, таким образом, прототипом типичного ночного вампира из популярной фантастики.
Однако не всех такое объяснение убеждает. И теория звучит правдоподобно только до тех пор, пока вы не присмотритесь к ней внимательно.
Некоторые летописцы пытались усилить теорию порфирии. Утверждая, что больные пили кровь, чтобы справиться с недугом. Но нет никаких доказательств того, что кровь является лекарством от этой болезни. Или что кто-то в Средние века действительно считал ее таковым.
Узнаваемые вампиры – но без гелиофобии
Все изменилось в изображении вампиров в XIX веке, когда целая череда авторов обратилась к мифу о кровососущем существе. В 1819 году, молодой британский писатель Джон Полидори взял зародыш идеи у своего друга лорда Байрона. Который придумал вампирскую сказку для конкурса рассказов о привидениях.
Идея вампира-соблазнителя закрепилась и в более позднем веке. Когда в 1872 году была опубликована “Кармилла” Шеридана Ле Фаню. И, конечно же, “Дракула” Брэма Стокера.
Однако ни в одном из ранних произведений нет и намека на то, что их герои боялись солнечного света. Дракула действительно изображается разгуливающим при дневном свете. Хотя и говорится, что днем его силы ослабевают.
Голливудская смерть
Образ аристократического вампира XIX века оказал огромное влияние на популярное представление об этом изначально фольклорном существе. Дракула Стокера появился в популярных фильмах “Дракулы” 1931 года и ужастике “Ужас Дракулы” 1958 года. Однако у обоих этих фильмов был важный предшественник – немой фильм 1922 года “Носферату”.
Однако, несмотря на явное сходство между графом Орлока из “Носферату” и романом Стокера “Дракула”, фильм отличается от книги одним примечательным моментом.
Вместо того чтобы вампир умирал от удара ножом в сердце, как Дракула в книге, граф Орлок превращается в дым, когда на него случайно попадает свет солнца.
Это первый случай, когда на кинопленке вампир проявляет негативную реакцию на солнечный свет. И именно “Носферату” сделал больше всего для популяризации этой странной особенности кровососущего существа.