Действительно ли в Библии говорится о существовании других богов?

Действительно ли в Библии говорится о существовании других богов?

 

В Ветхом и Новом Заветах Библии есть множество причудливых историй. Это и классическая история об Ионе, съеденном китом. И разговаривающая ослица в книге Чисел. Так и трансформация в змею посоха Моисея в книге Исход. И история с гибридом человека и ангела – нефилимом.

Последняя история связана с неканоническими текстами, такими как Псевдоэпиграфы. Которые сами по себе рассказывают истории, подобные истории о волшебном кольце царя Соломона, управляющем демонами.

Добавьте к этому множество различных версий еврейской и христианской Библии. Таких как эфиопская версия, содержащая Книгу Еноха. Книги типа Маккавеев в католической Библии. Отступления, такие как Евангелие от Иуды. Или просто все свитки Мертвого моря. И станет ясно, что не существует “типичной” Библии.

Только различные версии тщательно продуманного, архитектонизированного продукта текстовой консолидации на протяжении веков.

 

В Ветхом и Новом Заветах Библии есть множество причудливых историй. Это и классическая история об Ионе, съеденном китом. И разговаривающая ослица в книге Чисел.

 

Данная статья не ставит своей целью обсуждение истинности или неистинности тех или иных текстов. Скорее, ее цель – помочь читателю представить себе время, которое было намного раньше устоявшейся библейской доктрины.

Древние евреи были лишь одним семитским племенем из множества месопотамских народов. Таких как вавилоняне, шумеры, хетты, ассирийцы и т.д., и все они имели божества, столь же тесно связанные с иудаизмом.

На самом деле, не совсем верно считать иудаизм “монотеизмом”. Это скорее образ жизни, в котором один бог, Яхве, получил статус главного божества. Множество других богов все еще существовало, о чем рассказывает сама Библия.

 

Нет больших богов и нет статуй

 

“Не должно быть у тебя других богов пред лицом Моим”, – гласит первая из часто цитируемых библейских десяти заповедей в ветхозаветной книге Исход.

 

"Не должно быть у тебя других богов пред лицом Моим", - гласит первая из часто цитируемых библейских десяти заповедей в ветхозаветной книге Исход.

 

И если читатель думает, что эти боги ограничиваются негуманоидными объектами или абстрактными понятиями, такими как тщеславие, то во второй заповеди речь идет о физических изображениях этих “других богов”. “Не создай себе кумира. И никакого изображения чего-либо на небе вверху, или на земле внизу, или в водах внизу”.

По сути, это второе предписание означает одно: никаких статуй богов, или идолов. Например так, как древние египтяне делали статуи таких богов, как Осирис.

Итак, кто те “другие боги”, о которых говорится в Первой заповеди? Они существовали. Просто последователи заповеди не должны были ставить их “впереди”. Т.е. считать их важнее Яхве, или делать какие-либо связанные с ними статуи.

На этом можно было бы закончить обсуждение вопроса о включении в Библию богов, не являющихся Богами. Но можно привести и множество других примеров.

 

На этом можно было бы закончить обсуждение вопроса о включении в Библию богов, не являющихся Богами. Но можно привести и множество других примеров.

 

Все эти примеры полностью соответствуют досовременному представлению о политеистической Вселенной. Где мир был наполнен многочисленными духами, сущностями. Меньшими богами, бо’льшими сущностями и всем, что между ними. И каждый был связан с различными городами, племенными группами, горами, реками, участками территории – как угодно.

Боги, в свою очередь, заботились о своих помощниках-людях во всех аспектах их жизни. Жизнь месопотамцев вращалась вокруг их богов, а значит, и домов богов на земле: храмов. В центре каждого города находился храм божества-покровителя города, почитаемого посредством строительства зиккурата.

Так, в Месопотамском пантеоне насчитывалось более 3600 божеств.

Все эти родственные месопотамские культуры взаимодействовали и перекрестно взаимопроникали с иудаизмом. Который, в свою очередь, породил христианство.

 

Все эти родственные месопотамские культуры взаимодействовали и перекрестно взаимопроникали с иудаизмом. Который, в свою очередь, породил христианство.

 

Сердце завета

 

Существует множество упоминаний о других богах в библейском Ветхом Завете. Например, в Книге Второзаконие говорится о том, что нельзя приветствовать “солнце, луну и звезды, все воинство небесное… [которые] Яхве, бог твой, выделил всем народам, находящимся под небом”.

Это наставление охватывает то же правило “нет других богов предо мною”, которое изложено в Десяти заповедях. И соответствует нашему историческому прецеденту. Когда месопотамские города, племенные группы и т.д. были разделены на части и попали в сферу влияния определенных богов.

В связи с этим в книге Исход упоминаются “все боги Египта”. А в книге Числа описывается, как “Яхве произвел суд над богами их”.

Роль Яхве как защитника и военного вождя идеально подходила древним евреям. Отделившись от месопотамского города Ур около 1900 г. до н.э., еврейский народ стал кочевниками и скотоводами.

 

Существует множество упоминаний о других богах в библейском Ветхом Завете. Например, в Книге Второзаконие говорится о том, что нельзя приветствовать "солнце, луну и звезды, все воинство небесное...

 

Они нуждались в некоем существе, которое оставалось с ними. Наблюдало за ними и направляло их жизнь. До тех пор, пока они отдавали предпочтение этому существу, т.е. соблюдали свой “Завет”.

Именно поэтому значительная часть Ветхого Завета описывает, как проводить ритуальные жертвенные приношения скота. Чтобы удовлетворить этот Завет. А другие части повествуют о битвах, в которых Яхве руководит уничтожением соседних народов.

Ни в одном из этих примеров нет и намека на то, что других богов не существует. Более того, именно потому, что они есть, Завет вообще существует.

 

 

 

Будем благодарны за Вашу поддержку!