Что такое функциональная грамотность?

Что такое функциональная грамотность?

 

Давайте разберем определение функциональной грамотности и ее социальное влияние. Сначала мы должны обозначить важное различие. Функциональная грамотность – это не то же самое, что базовая грамотность.

Базовая грамотность относится к способности читать и писать. Она служит основой для дальнейшего развития. Однако без этого дальнейшего развития основной грамотности оказывается недостаточно в сегодняшнем высококонкурентном и требовательном мире.

Функциональная грамотность – это набор навыков и возможностей, которые позволяют людям полноценно функционировать в современном обществе.

 

Функционировать и взаимодействовать в современном обществе практически означает:

  • Делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья. (Например, читать этикетку лекарства и узнавать о побочных эффектах, которые могут возникнуть после приема лекарства);
  • Знание своих прав и обязанностей как гражданина и потребителя. (Например, понимание пунктов вашего трудового договора; выяснение того, что делать, когда вы получаете штраф в ГИБДД; или информированное голосование);
  • Критическое мышление при получении новой информации. (Например, различение фактов и мнений в рекламе, социальных сетях или на новостных сайтах; использование карты общественного транспорта и т. д.);
  • Личностный и профессиональный рост. (Например, установление связи между причиной и следствием; анализ информации; управление личными финансами; творчество, постановка и достижение собственных целей).

 

Что такое функциональная грамотность?

 

Изменение требований к грамотности

 

Набор знаний, который люди получают в школе, влияет на их будущее когнитивное развитие. И даже на то, станут ли они в конечном итоге полноценными членами общества. Исследования показали связь между уровнями функциональной грамотности и количеством людей, которые не учатся, не работают или не проходят обучение.

Необходимо, чтобы учащиеся развили навыки извлечения, анализа, обработки и представления информации. А также способность применять навыки решения проблем в повседневных ситуациях.

Этот взгляд на грамотность выходит за рамки предметных знаний. Необходима способность применять теоретические знания в повседневных ситуациях. Устанавливать междисциплинарные связи и решать проблемы. Вот почему крайне важно развивать функциональную грамотность.

 

Изменение требований к грамотности

 

Функциональная грамотность зависит от контекста

 

Здесь важно обозначить различие между неграмотностью, когда человек вообще не умеет читать и писать, и функциональной грамотностью. Когда человек может читать и писать, но недостаточно хорошо, чтобы соответствовать требованиям повседневной жизни.

Функциональную неграмотность, в отличие от неграмотности, бывает трудно обнаружить. Расшифровка и чтение текста вслух могут быть настолько требовательны к умственному развитию человека, что у него не остается возможностей для доступа к смыслу текста. Так, кто-то вполне может прочитать текст вслух, но все равно не сможет понять прочитанное и извлечь из него смысл.

Это означает, что те, кто функционально неграмотны, часто могут быть совершенно незаметны в нашем обществе. Им часто это удается, а иногда они даже преуспевают. Но их плохое чтение и письмо означают, что существуют пределы их взаимодействия с окружающим миром.

 

Функциональная грамотность зависит от контекста

 

ЮНЕСКО считает человека функционально грамотным, если он способен заниматься всеми видами деятельности. В которых грамотность необходима для успешного функционирования. А также для того, чтобы он мог продолжать использовать чтение, письмо и счет для своего развития.

В рамках этого определения признается, что грамотность не является универсальным набором навыков, не зависящим от социального контекста использования. Наоборот, грамотность сильно зависит от контекста.

Взрослый может быть признан функционально неграмотным только в том случае, если он не может соответствовать требованиям, предъявляемым к нему в его конкретном социальном и профессиональном контексте.

Конечно, предъявляемые требования постоянно меняются. Тот факт, что кто-то когда-то был функционально грамотным, не означает, что он сможет адаптироваться к новым требованиям. И оставаться функционально грамотным.