Билингвизм – что это такое

картинка Билингвизм - что это

Что значит понятие «билингвизм» и кто такие билингвы

Билингвизм – термин, буквально обозначающий «двуязычие». Его можно применить к людям, которые одинаково хорошо владеют двумя языками. Люди становятся билингвами как в детстве, так и во взрослом возрасте. В первом случае чаще всего ребенок растет в двуязычной семье. Также естественный билингвизм возможен, если иноязычная семья живет в другой языковой среде.

Когда человек намеренно изучает второй язык и осваивает его под руководством преподавателя, не являющегося его естественным носителем, такой билингвизм называется искусственным. Овладеть двумя языками можно синхронно и последовательно. Нахождение в двуязычной среде обычно естественным образом приводит к симультанному билингвизму, а когда человек осваивает второй язык, уже владея родным – к последовательному.

Билингвизм изучается нейробиологами, которые пытаются разобраться, как именно язык отображается в мозгу, как воздействует на него  и т.д. Ученые считают, что половина жителей нашей планеты являются билингвами.

Подавляющее большинство россиян, живущих в национальных республиках, свободно владеют своим родным и русским языками. Тоже самое можно сказать об американцах разной этнической принадлежности. Они, как правило, знают свой родной язык и еще английский. Билингварные сообщества есть в Латинской Америке, в Африке и Азии, особенно в тех странах, которые были колониями. В современных европейских государствах становится нормой, помимо родного языка, знание английского.

Двуязычие глухих и слабослышащих

Билингвизм слабослышащих и неслышащих людей – распространенное явление в мире. Многие глухие владеют как языком жестов, так и обычным словесным. Устную речь они учатся читать по губам.
Подобное двуязычие характерно и для ситуаций, когда ребенок рождается в семье глухих родителей. Они разговаривают между собой на жестовом языке, но ребенок, имея нормальный слух, одновременно с ним воспринимает и звуковую речь. Он слышит ее от других людей, осваивает в процессе общения со взрослыми и со сверстниками в детском коллективе, в учебном заведении и т.д.

 

Обычная речь осваивается неслышащими людьми в первую очередь как письменная. Это позволяет тем, у кого проблемы со слухом, легко встроиться в общество. Билингвизм – принятая система образования для людей с проблемами слуха.

Влияет ли билингвизм на развитие ребенка

Среди мифов, которые окружают двуязычие, самым распространенным является тот, что дети-билингвы не смогут в совершенстве владеть обоими языками, что приведет к их отставанию в развитии. На самом деле многочисленные исследования ученых не дают оснований для такого вывода. Билингвизм не только не означает снижения интеллектуальных возможностей, а, наоборот, может стать толчком для развития когнитивных способностей ребенка.

Однако прямой зависимости интеллекта от одновременного двуязычия нет. Какой-то ребенок-билингва будет опережать своих сверстников в развитии, а какой-то отставать. На это влияет целый ряд факторов, среди которых билингвизм не является определяющим.

Есть и другая точка зрения: для нормального освоения языков ребенок должен сперва заговорить на одном из них и только потом учить другой.

картинка Билингвизм – что это такое

Схемы усвоения языков билингвами

Чтобы ребенок одновременно усваивал оба языка, используются два основных способа:

  • оба родителя общаются с ребенком только на одном из языков, в таком случае со вторым он знакомится не в семье;
  • родители говорят с ребенком на обоих языках – каждый на своем.

Существуют разные теории, объясняющие механизм одновременного усвоения двух языков. Одна из них сформулирована В. Вольтерой и Т. Тешнером и утверждает, что для ребенка до 3 лет оба языка представляют единую языковую систему, которая потом раздваивается, и он начинает сразу говорить на обоих. Другая теория говорит, что языковая система двойная, и ребенок, хотя и запоминает оба названия предмета, не сопоставляет их друг с другом, т.е. не делает перевода, это происходит позже.

Плюсы и слабые места билингвизма

Свободное владение двумя языками с детства – отличный навык, который позволяет человеку комфортно чувствовать себя в разной языковой среде. Зная два языка, потом можно выучить третий, четвертый и т.д. Билингвам это дается проще, чем монолингвам. Это несомненные достоинства билингвизма.

Есть и проблемы:

  1. Механизм обучения языку у детей – подражание. Когда ребенок к 3 годам начинает полноценно говорить, на него наваливается огромное количество информации. А если языков два, то нагрузка удваивается и может привести к задержке речи;
  2. Некоторые дети испытывают сложности с выбором слов из двух языков, у них возникает путаница в языковых конструкциях;
  3. В подростковом возрасте, когда происходит активный процесс личностного становления, у билингвы может быть психологический кризис самоопределения, когда он не может определиться с родным языком, своей принадлежностью к той или иной культуре, национальности.

Но, несмотря на непростую ситуацию, при верном подходе и воспитании билингвизм становится превосходным преимуществом.