“Подставь другую щеку” история и значение фразы

"Подставь другую щеку" история и значение фразы

 

Многие фразы, которые мы используем в языке, взяты из Библии. Например, вам говорили не “мечите бисер перед свиньями”. Что означает не предлагать что-то тому, кто не оценит его ценность (Матфей 7:6). Или вас, возможно, слышали о “слепом, ведущем слепого” (Матфей 15:14).

Другая похожая фраза также исходит из уст Иисуса:”Подставь другую щеку”. На самом деле это краткое изложение более длинного предложения.

Иисус сказал: “Если кто-нибудь ударит тебя по одной щеке, подставь и другую”, или что-то примерно подобное, в зависимости от перевода (Матфей 5).

На первый взгляд это наставление противоречит человеческой природе. Нормальной человеческой реакцией на насилие было бы нанести ответный удар. Или, по крайней мере, попытаться защитить себя. А не пассивно принимать насилие.

Но действительно ли это то, что предлагал Иисус? Сегодня, спустя 2000 лет после того, как Иисус проповедовал это, христиане все еще спорят о том, что это значит.

 

 

Многие фразы, которые мы используем в языке, взяты из Библии. Например, вамговорили не "мечите бисер перед свиньями". Что означает не предлагать что-то тому, кто не оценит его ценность (Матфей 7:6). Или вас, возможно, слышали о "слепом, ведущем слепого" (Матфей 15:14).

 

Контекст фразы в Нагорной проповеди

 

Предложение, которое дало нам английскую фразу “подставь другую щеку”, находится в контексте гораздо более масштабной проповеди. Которую произнес Иисус.

“Нагорная проповедь”, как она называется, занимает целых три главы книги Матфея (главы 5-7). И в этой проповеди Иисус излагает множество мыслей. Многие из которых могли показаться противоречивыми или совершенно удивительными.

Например, одной из главных тем проповеди является идея о том, что Бог возлагает на свой народ более высокие ожидания, чем предписывает закон Ветхого Завета. Он упоминает Божий запрет на убийство. И расширяет его, чтобы побудить своих последователей прощать друг друга.

 

Например, одной из главных тем проповеди является идея о том, что Бог возлагает на свой народ более высокие ожидания, чем предписывает закон Ветхого Завета. Он упоминает Божий запрет на убийство. И расширяет его, чтобы побудить своих последователей прощать друг друга.

 

Напоминает Божьи стандарты развода и поясняет, что это допустимо только в случае супружеской неверности. Он упоминает заповедь любить ближнего. И более того, объясняет, что люди должны любить своих врагов и даже “молиться за тех, кто преследует вас”.

Именно в этом контексте, когда Иисус расширяет существующие правила и говорит, что ожидания Бога выше. “Подставь другую щеку”.

 

Поощрение пацифизма

 

Фраза “подставь другую щеку” и само предложение, которое ее содержало, не являются утверждениями, которые означают, что христиане должны придерживаться пацифизма. И стойко переносить насилие, не сопротивляясь и даже не пытаясь защититься.

Скорее, речь идет о том, чтобы терпеть оскорбления, пренебрежение и раздражение. Веление Иисуса подставить другую щеку, это просто совет отказаться от возмездия за личные обиды.

Аналогичным образом здесь важно упоминание Иисусом правой щеки. Получить удар по правой щеке в мире Иисуса почти наверняка означало получить удар тыльной стороной правой руки. Это не просто насилие, а оскорбление. Это подразумевает, что вы низший, возможно, раб, ребенок или женщина. Подставление другой щеки подразумевает: ударь меня еще раз, если хочешь, но теперь как равного, а не как низшего.

 

Подавляющее большинство христиан мира придерживаются мнения, что наставление "подставлять другую щеку" не является призывом к пацифизму. В конце концов, большинство христиан не против того, чтобы их страна вела справедливую войну. Или даже сами готовы на участие в этой войне.

 

Подавляющее большинство христиан мира придерживаются мнения, что наставление “подставлять другую щеку” не является призывом к пацифизму. В конце концов, большинство христиан не против того, чтобы их страна вела справедливую войну. Или даже сами готовы на участие в этой войне.

Точно так же большинство христиан будут защищать себя, если кто-то прибегнет к насилию против них. Кроме того, большинство будет выдвигать уголовные обвинения против тех, кто причиняет им вред. И действительно, многие христиане сами являются частью правоохранительного аппарата (полиция, прокуроры, судьи).

Однако небольшое количество христиан действительно отвергает все вышеперечисленные институты. Самым известным примером являются амиши. Они не вступают в армию, они не обращаются в правоохранительные органы, когда становятся жертвами. А некоторые амиши даже не сопротивляются физическому насилию.