Зачем МФО присваивают себе наименования известных банков

Зачем МФО присваивают себе наименования известных банков

На микрофинансовом рынке активизировались игроки, которые берут себе названия известных банков. В частности, зафиксировано использование и зарубежных брендов («Юникредит»), и отечественных («Альфа-групп»). Кроме того, встречаются названия крупных организаций, не имеющих отношения к финансовой сфере («Транснефть»). Законность подобного способа привлечения потребителей находится под вопросом, а банки отстаивать свои раскрученные называния вынуждены в суде.

В 2015-ом Центробанк внес в реестр 8 таких МФО, в том числе МФО «Юникредит», «Петрокоммерц», «Ренессанс капитал», «Альфа Групп», «СМП Банкинг МФО», «Европлан», «Северная казна» и даже «ТрансНефть».

В большей части компаний, наименования которых позаимствовали микрофинансовые организации, связь с ними не подтвердили. Как пояснили в банках «Открытие» (в него входит банк «Петрокоммерц»), СМП Банке, «Альфе» (в него входит «Северная Казна»), Европлан Банке и «ЮниКредите», перечисленные МФО к ним не имеют никакого отношения. Сейчас они изучают юридическую сторону вопроса.

По словам Лилии Беляевой, являющейся замдиректора управления контроля финансового рынка ФАС, «каждый такой случай следует рассматривать индивидуально, и если будет доказан факт нечестной конкуренции, провинившимся МФО грозит штраф от 100000 до 500000 рублей».

В ЦБ, являющемся регулятором для банковского и микрофинансового рынков, сообщили: «В соответствии с положениями закона «О МФО», чтобы получить статус МФО, юрлицу запрещается использовать наименование лишь другой микрофинансовой фирмы. Ограничение не распространяется на названия иных кредитных или некредитных финансовых организаций. Однако копирование в наименовании известных брендов может вести к увеличению репутационного риска компаний, а также к искажению публичных сведений и недобросовестной конкуренции. Потому мы проведем анализ по поводу ужесточения правил несогласованного использования известных брендов».

«В компетенцию ЦБ не входит проверка наименования компании на соответствие законам, кроме того, спецрегистрации фирменного наименования компании не требуется: она осуществляется в момент создания юрлица и внесения данных о нем в ЕГРЮЛ, – рассуждает Борис Батин, возглавляющий MoneyMan. – Конечно, банки не станут спокойно реагировать на клонирование их брендов. Загвоздка в том, что банкиры не знали о существовании микрофинансовых организаций с такими же названиями, потому ничего и не предпринимали. Однако прецеденты есть. К примеру, в 2013-ом Лето-банк судился с «Народной казной» за использование корпоративного стиля в рекламе.

Репутационный риск (как и финансовый урон) для банков в этом случае микроскопический. Причина появления микрофинансовых компаний с названиями известных кредитных и некредитных структур заключается в их стремлении получить преимущества в процессе продвижения услуг среди россиян с невысокой финансовой образованностью. Безусловно, добросовестной такую конкуренцию не назовешь, но ведь бизнес подобных фирм по своим объемам просто ничтожен. Россияне уже умеют отличать серьезные фирмы микрофинансового рынка от фирм-однодневок теневого сегмента рынка альтернативных кредитов, поэтому у таких МФО, несмотря на их старания, потребителей почти нет. К тому же из более чем 6000 компаний, которые зарегистрированы в госреестре МФО, на практике работают не более 2000-2500, а 30 крупнейших фирм сосредотачивают 90% рынка.

Кто такой посредник

Российские законы предусматривают и гражданскую ответственность (статья 1515 части 4 ГКРФ – защита гражданских прав от нелегального использования бренда), и уголовную (статья 180 УКРФ – нелегальное использование чужого бренда, наименования места изготовления товара или схожих с ними обозначений для однотипных товаров)».

«Основанием для отказа внести сведения о юрлице в госреестр микрофинансовых фирм может являться то, что в этом реестре уже присутствует МФО с тождественным наименованием, – рассуждает Роман Баханец, возглавляющий практику интеллектуальной собственности в юридической фирме «Клифф». – При этом при внесении в госреестр не рассматриваются фирменные названия всех зарегистрированных организаций или товарные знаки, иначе говоря, регулятор проверяет лишь на сходство с фирменным названием (наименованием) уже зарегистрированных микрофинансовых компаний.

Правообладатели, права которых были нарушены, имеют возможность обращаться в суд или в ФАС для защиты прав и взыскания компенсации. Антимонопольное законодательство предусматривает штрафы за такую нечестную конкуренцию – до полумиллиона рублей. Если нарушены исключительные права на торговый знак, у правообладателя появляется право требовать компенсацию до 5000000 рублей.

Основываясь на действующей практике, отсутствие какой-то реакции в банковском сегменте можно объяснить тем, что некоторые эти МФО могут быть аффилированными или дочерними структурами крупных банков».

«Действующим законодательством запрещено получать статус МФО лишь в том случае, когда новая компания пользуется наименованием другой микрофинансовой фирмы, – рассказывает Сергей Седов, возглавляющий МФО «Займер». – Если же МФО позаимствовало название у более известной финансовой организации или фирмы, не имеющей отношение к рынку кредитования, то ее без проблем зарегистрируют.

Мы полагаем, что банкиры или пока не успели отреагировать, или не раскрывают свою политику по отношению к данным МФО. Так или иначе, по нашему мнению, банкиры не оставят без внимания МФО, использующие их бренд, так как это потенциально угрожает их репутации. Репутационный риск достаточно велик, ведь эти МФО, украв название, уже выбрали незаконный путь развития».

Будем благодарны за Вашу поддержку!