Святой Грааль

Святой Грааль – в средневековых кельтских и нормандских мифах одно из орудий Страстей – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого Иисуса.

Легендарные рыцари Круглого на протяжении всей жизни безуспешно искали Святой Грааль, который (наряду с копьем, пронзившим бок Христа) якобы сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский. В художественных произведениях того времени Грааль трактовался не как чаша, а как камень или некая ценная реликвия.

Святой Грааль

Согласно поверьям, вкусивший из чаши Грааля получает прощение грехов, бессмертие и т. д. Слова «Святой Грааль» нередко применяются в образном смысле, как обозначение какой-либо заветной цели.

Поиски Грааля

Примерно с 9-го века в Европе начались активные поиски разных реликвий, так или иначе связанных с земной жизнью Иисуса. Своего апогея данный процесс достиг в 13 веке, когда Людовик Святой доставил в Париж из Константинополя, многие орудия Страстей, в подлинности которых почти никто не сомневался.

Однако, среди всех этих реликвий не было чаши, из которой вкушал Спаситель на тайной вечере. Это привело к появлению самых разных версий о ее местонахождении. Со временем возникло множество теорий, связанных со Святым Граалем, включая историю его перемещения.

В средневековых романах о Персифале главный персонаж обнаруживает некую волшебную крепость Мунсальвеш, где под охраной тамплиеров хранится заветная чаша. Некоторые писатели наделяли Грааль чудодейственными характеристиками, аналогичными с неиссякаемым сосудом из древних кельтских и индоевропейских мифов.

Между тем в романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль», Святой Грааль представлял собой – «камень особой породы». Начиная с Робера де Борона нахождение Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом.

Святой Грааль

Копье Лонгина

В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства заявили будто нашли место захоронения короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 г. была организована пышная церемония их перезахоронения. С того времени, Святой Грааль в воображении следующих поколений ассоциировался исключительно с Гластонбери.

Любопытно, что в каждой исторической эпохе находились свои искатели. К примеру, Адольф Гитлер был одержим поисками Грааля, организовывая для этого крупные экспедиции, получавшие прекрасное финансирование. Фюрер был одним из тех, кто свято верил в то, что овладевший чашей, получит безграничную власть над миром и обретет бессмертие.

Важно отметить, что одновременно с этим Гитлер занимался поиском так называемого копья Лонгина, которым якобы было пронзено тело распятого Иисуса Христа. По преданиям, копье обладает чудодейственной силой и позволяет избранному излечиваться от ран и болезней, а также оставаться непобедимым.

Владелец копья Лонгина способен иметь силу до той поры, пока не нарушит установленных правил либо не расстанется с ним. На сегодняшний день существует несколько реликвий, претендующих называться копьем Лонгина и хранящихся в разных храмах.

Артуровский цикл

В артуровском цикле чаша, из которой вкушал Христос, впервые встречается во французском романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Легенда о Граале». С данной реликвией тесно связаны имена 2-х рыцарей Круглого стола – Персифаля и Галахада.

Персифаль собственными глазами видел Грааль, когда навещал своего родственника, Короля-Рыбака. Рыцарь был свидетелем того, как король чудесным образом исцелился, выпив святой воды из Грааля.

Галахад представляется в качестве святого и единственного рыцаря, кому посчастливилось овладеть этим сосудом. Будучи праведным человеком, Галахад с разрешения монахов коснулся Грааля, после чего вознесся в небо как святой.

Чаши, выдаваемые за Грааль

В 19 столетии около 6-7 городов объявили будто у них хранится Грааль:

  • В Кафедральном соборе Валенсии находится экземпляр чаши, которая была якобы признана подлинной самим Ватиканом.
  • В 1933 г. во время Всемирной выставки в Чикаго как Святой Грааль был показан сосуд из антиохийской сокровищницы, который позже был датирован 6 веком.

Святой Грааль

Чаша в кафедральном соборе Валенсии

В Турине множество путеводителей заявляют будто знаменитая реликвия находится именно здесь. Возле собора Великой Богоматери можно увидеть 2 скульптуры – Веры и Религии. Скульптура Веры держит в левой руке сосуд, который в воображении горожан и является изображением Святого Грааля.

Стоит отметить, что в путеводителях уточняется, что взгляд Веры показывает направление, в котором нужно искать чашу.

Грааль и кельтская мифология

В кельтских легендах и сказаниях присутствует некий волшебный сосуд, описание которого могло повлиять на формирование идеи Грааля. В них говорится о разбитом на части магическом котле Керидвены – валлийской богине плодородия.

Он находится в некоем замке, проникнуть в который могут только люди с добрым сердцем. Тем же, кто ведет неправедный образ жизни, замок не виден.

Интересен факт, что в кельтской мифологии встречается и другая легенда, рассказывающая о камне-Граале. В сказании говорится, что это был особенный камень, умеющий издавать громкий крик. Когда камень начинал кричать, он тем самым признавал настоящего монарха.

Заключение

Чаша Спасителя очень часто встречается в разных произведениях, фильмах и видеоиграх. Положением на сегодня, ни одна чаша, которую представляют, как Святой Грааль, не имеет достоверных доказательств относительно того, что именно из нее вкушал Христос во время тайной вечери.

Будем благодарны за Вашу поддержку!