Святой Грааль
Святой Грааль – в средневековых кельтских и нормандских мифах одно из орудий Страстей – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого Иисуса.
Легендарные рыцари Круглого на протяжении всей жизни безуспешно искали Святой Грааль, который (наряду с копьем, пронзившим бок Христа) якобы сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский. В художественных произведениях того времени Грааль трактовался не как чаша, а как камень или некая ценная реликвия.
Согласно поверьям, вкусивший из чаши Грааля получает прощение грехов, бессмертие и т. д. Слова «Святой Грааль» нередко применяются в образном смысле, как обозначение какой-либо заветной цели.
Поиски Грааля
Примерно с 9-го века в Европе начались активные поиски разных реликвий, так или иначе связанных с земной жизнью Иисуса. Своего апогея данный процесс достиг в 13 веке, когда Людовик Святой доставил в Париж из Константинополя, многие орудия Страстей, в подлинности которых почти никто не сомневался.
Однако, среди всех этих реликвий не было чаши, из которой вкушал Спаситель на тайной вечере. Это привело к появлению самых разных версий о ее местонахождении. Со временем возникло множество теорий, связанных со Святым Граалем, включая историю его перемещения.
В средневековых романах о Персифале главный персонаж обнаруживает некую волшебную крепость Мунсальвеш, где под охраной тамплиеров хранится заветная чаша. Некоторые писатели наделяли Грааль чудодейственными характеристиками, аналогичными с неиссякаемым сосудом из древних кельтских и индоевропейских мифов.
Между тем в романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль», Святой Грааль представлял собой – «камень особой породы». Начиная с Робера де Борона нахождение Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом.
Копье Лонгина
В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства заявили будто нашли место захоронения короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 г. была организована пышная церемония их перезахоронения. С того времени, Святой Грааль в воображении следующих поколений ассоциировался исключительно с Гластонбери.
Любопытно, что в каждой исторической эпохе находились свои искатели. К примеру, Адольф Гитлер был одержим поисками Грааля, организовывая для этого крупные экспедиции, получавшие прекрасное финансирование. Фюрер был одним из тех, кто свято верил в то, что овладевший чашей, получит безграничную власть над миром и обретет бессмертие.
Важно отметить, что одновременно с этим Гитлер занимался поиском так называемого копья Лонгина, которым якобы было пронзено тело распятого Иисуса Христа. По преданиям, копье обладает чудодейственной силой и позволяет избранному излечиваться от ран и болезней, а также оставаться непобедимым.
Владелец копья Лонгина способен иметь силу до той поры, пока не нарушит установленных правил либо не расстанется с ним. На сегодняшний день существует несколько реликвий, претендующих называться копьем Лонгина и хранящихся в разных храмах.
Артуровский цикл
В артуровском цикле чаша, из которой вкушал Христос, впервые встречается во французском романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Легенда о Граале». С данной реликвией тесно связаны имена 2-х рыцарей Круглого стола – Персифаля и Галахада.
Персифаль собственными глазами видел Грааль, когда навещал своего родственника, Короля-Рыбака. Рыцарь был свидетелем того, как король чудесным образом исцелился, выпив святой воды из Грааля.
Галахад представляется в качестве святого и единственного рыцаря, кому посчастливилось овладеть этим сосудом. Будучи праведным человеком, Галахад с разрешения монахов коснулся Грааля, после чего вознесся в небо как святой.
Чаши, выдаваемые за Грааль
В 19 столетии около 6-7 городов объявили будто у них хранится Грааль:
- В Кафедральном соборе Валенсии находится экземпляр чаши, которая была якобы признана подлинной самим Ватиканом.
- В 1933 г. во время Всемирной выставки в Чикаго как Святой Грааль был показан сосуд из антиохийской сокровищницы, который позже был датирован 6 веком.
Чаша в кафедральном соборе Валенсии
В Турине множество путеводителей заявляют будто знаменитая реликвия находится именно здесь. Возле собора Великой Богоматери можно увидеть 2 скульптуры – Веры и Религии. Скульптура Веры держит в левой руке сосуд, который в воображении горожан и является изображением Святого Грааля.
Стоит отметить, что в путеводителях уточняется, что взгляд Веры показывает направление, в котором нужно искать чашу.
Грааль и кельтская мифология
В кельтских легендах и сказаниях присутствует некий волшебный сосуд, описание которого могло повлиять на формирование идеи Грааля. В них говорится о разбитом на части магическом котле Керидвены – валлийской богине плодородия.
Он находится в некоем замке, проникнуть в который могут только люди с добрым сердцем. Тем же, кто ведет неправедный образ жизни, замок не виден.
Интересен факт, что в кельтской мифологии встречается и другая легенда, рассказывающая о камне-Граале. В сказании говорится, что это был особенный камень, умеющий издавать громкий крик. Когда камень начинал кричать, он тем самым признавал настоящего монарха.
Заключение
Чаша Спасителя очень часто встречается в разных произведениях, фильмах и видеоиграх. Положением на сегодня, ни одна чаша, которую представляют, как Святой Грааль, не имеет достоверных доказательств относительно того, что именно из нее вкушал Христос во время тайной вечери.