Стэнфордский тюремный эксперимент. История, результаты и последствия.

Стэнфордский тюремный эксперимент. История, результаты и последствия

 

В 2015 году в кинотеатрах был показан “Стэнфордский тюремный эксперимент”. В фильме подробно описан печально известный эксперимент 1971 года, в ходе которого 24 студента колледжа были “заключены в тюрьму”.

Хотя “эксперимент” должен был длиться две недели, он был прекращен всего через шесть дней из-за психологического воздействия. Которое он оказывал как на “охранников”, так и на “заключенных”.

Так что же на самом деле произошло во время Стэнфордского тюремного эксперимента? Почему это так печально?

В фильме все сделано правильно или это просто инсценировка? Попробуем кратко рассказать об эксперименте. Его влиянии на мир психологии. И противоречиях, на которые он указывает даже спустя 45 с лишним лет.

 

 

Стэнфордский тюремный эксперимент. История, результаты и последствия.

 

Что такое Стэнфордский тюремный эксперимент?

После того, как эксперимент Милгрэма потряс мир психологии, у многих людей остались вопросы. О послушании, динамике власти и злоупотреблении властью. Филип Зимбардо, профессор Стэнфордского университета, хотел продолжить изучение этих вопросов.

Получив грант, Зимбардо организовал Стэнфордский тюремный эксперимент. Может ли роль человека повлиять на его поведение?

Зимбардо и его команда отобрали 70 кандидатов, которые были готовы участвовать в исследовании в течение 14 дней и получать 15 долларов в день. Они хотели убедиться, что выбрали самых ярких и душевно здоровых участников.

 

Эксперимент Милгрэма. Исследование "Подчинения авторитету"

 

После дополнительного отбора, когда число кандидатов сократилось до 24, исследователи подбросили монетку и распределили роли. Половина участников должны были стать заключенными, а другая половина – охранниками.

Затем исследователи устроили подвал в Стэнфорде, чтобы он выглядел как настоящая тюрьма. Они очень серьезно относились к эксперименту как к симуляции. Заключенных публично “арестовывали” и отправляли в тюрьму. Их даже сфотографировали, сняли отпечатки пальцев и досмотрели с раздеванием.

Команда Зимбардо также дала заключенным номера. Которые они должны были использовать вместо своего настоящего имени. Они утверждали, что это поможет дать заключенным чувство анонимности и поможет эксперименту.

 

Что такое Стэнфордский тюремный эксперимент?

 

Условия

Охранники в значительной степени могли свободно распоряжаться своей свободой обращения с заключенными. Хотя у них было два основных правила:

  • Охранники не могли бить заключенных.
    Охранники не могли помещать заключенных в одиночные камеры (ямы) на срок более часа.
  • Зимбардо играл роль тюремного надзирателя. Его аспиранты и партнеры по исследованиям также играли роль членов “комиссии по условно-досрочному освобождению” и тюремного надзирателя.

Заключенным были поручены определенные действия. Такие как написание писем своим “посетителям”. И доведение до сведения комиссии по условно-досрочному освобождению аргументов о том, почему их следует отпустить.

Охранники также подвергали заключенных “проверкам”. В ходе которых они заставляли заключенных выполнять прыжки, отжимания и унизительные задания.

Злоупотребление властью и беспомощность

Охранники не заставили себя долго ждать, чтобы злоупотребить своей властью. В течение первых же суток охранник ударил одного из заключенных дубинкой.

На второй день заключенные попытались взбунтоваться, и у них отняли кровати. Чтобы наказать заключенных, охранники стреляли в камеру из огнетушителя. Охранники использовали физическое и психологическое насилие. Включая лишение сна, для наказания и запугивания заключенных на протяжении всего исследования.

Заключенных заставляли все время носить повязки. Иногда охранники надевали на головы заключенных мешки. После завершения исследования его сравнивали с действиями в центре заключения Абу-Грейб. Зимбардо позднее писал об этом деле и его параллелях с тюремным экспериментом.

 

Злоупотребление властью и беспомощность

 

Почему он был остановлен?

Очень быстро охранники начали злоупотреблять своей властью. Состояние заключенных так же начинало выходить из под контроля. На третий день заключенный № 8612 начал неудержимо плакать и кричать. Он угрожал причинить себе вред и вызвать адвоката.

Чтобы избежать потенциального психологического ущерба или судебного процесса, его отпустили. Двое других заключенных были отпущены в течение следующих двух дней. Один отказался от еды.

На пятый день на эксперимент приехала подруга Зимбардо. Зимбардо и его команда наблюдали за экспериментом и играли в нем свою роль 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Когда она увидела ужасы происходящего в тюрьме, она попросила Зимбардо немедленно прекратить “эксперимент”.

На шестой день Зимбардо закончил эксперимент.

Противоречие и критика

 

Этот эксперимент показал миру, как быстро люди могут начать злоупотреблять властью, когда она им дана

 

Этот эксперимент показал миру, как быстро люди могут начать злоупотреблять властью, когда она им дана. Но он остается одним из самых противоречивых экспериментов в мире психологии. На то есть несколько причин.

Первый очевидный – психологическое насилие, которому подверглись заключенные во время исследования. Этично ли подвергать людей такого рода страданиям и травмам настолько, что многие не выдержали эксперимента?

Стэнфордский тюремный эксперимент, похоже, вызвал больше вопросов, чем дал ответов. Где психологи должны остановиться, когда нужно подвергнуть участников стрессу?

Насколько легко психологи могут стирать границы между “экспериментом” и “симуляцией” или “реальным насилием”?

И если Стэнфордский тюремный эксперимент не дал точного ответа на его первоначальные вопросы о динамике власти и повиновении, что могут сделать подобные эксперименты?

Будем благодарны за Вашу поддержку!