Модест Мусоргский – INFOnotes

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в самых разных музыкальных жанрах. Для его творчества были характерны русские национальные мотивы.

Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» и другие произведения считаются шедеврами мирового уровня.

Модест Мусоргский - INFOnotes

Единственный прижизненный портрет Мусоргского, написанный Ильей Репиным

В биографии Мусоргского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Модеста Мусоргского.

Биография Мусоргского

Модест Мусоргский появился на свет 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии. Он рос в обеспеченной семье коллежского секретаря Петра Алексеевича и его супруги Юлии Ивановны. У него был брат Филарет.

Детство и юность

До 10 лет Модест вместе с братом получал домашнее образование. После этого мальчики обучались в гимназии. В 1852 г., не окончив гимназию, будущий композитор поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков.

Модест Мусоргский - INFOnotes

Модест Мусоргский офицер Преображенского полка

Здесь Мусоргский глубоко изучал греческую, католическую и протестантскую церковную музыку. Одновременно с этим, он проявлял живой интерес к русским народным песням и традициям. К тому моменту биографии он уже хорошо играл на пианино, успев сочинить польку «Подпрапорщик».

После окончания учебы Модест недолго проходил службу в лейб-гвардейском полку. В будущем он будет трудиться в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

В юности Мусоргский продолжал увлеченно заниматься музыкой. Стоит заметить, что он обладал насыщенным камерным баритоном, поэтому часто исполнял разные композиции на дружеских встречах и музыкальных собраниях.

Еще в студенческие годы Модест пристрастился к алкоголю, что негативно отразится на его последующей биографии. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева, он имел репутацию высокообразованного человека: прекрасно читал и общался на французском и немецком языках, хорошо зная латинский и греческий.

Примечательно, что именно Балакирев побудил Мусоргского глубже заняться музыкальной деятельностью. Более того, под его руководством Модест начал читать партитуры, профессионально анализировать сочинения русских и зарубежных композиторов, а также критически оценивать собственную работу.

Музыка

Оставив военную службу Мусоргский с головой окунулся в музыку. Его творческий путь начался с более простых жанров, но со временем он захотел взяться за более серьезную работу. В результате, после создания сонаты, 2-х оркестровых скерцо и пьесы «Марш Шамиля», парень задумался об опере.

На протяжении 3-х лет Модест Петрович писал крупное произведение по мотивам трагедии Софокла «Эдип», но так и не окончил его. После этого он переключился на оперы по книге Флобера «Саламбо», но и они не были доведены до конца.

Модест Мусоргский - INFOnotes

В начале 1860-х годов композитор смог создать немало работ в различных жанрах, положив музыку на стихи известных поэтов: «Песнь старца», «Царь Саул», «Калистрат» и др. Затем свет увидели романсы «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и прочие произведения.

Мусоргский был одним из ярчайших представителей «Могучей кучки» – творческого сообщества русских композиторов. Музыканты находились в поисках новых нестандартных форм, для выражения своих чувств.

Одним из результатов таких поисков оказалось шуточное произведение Модеста «Женитьба», которое сам он назвал «разговорной оперой». После этого он начал вынашивать идею о создании крупной оперы «Борис Годунов», которая сегодня считается шедевром мирового уровня.

Любопытно, что Мусоргский на протяжении долгого времени вынашивал идеи будущих произведений и, сочиняя музыку, практически не пользовался черновиками. Во время написания «Бориса Годунова» он делал акцент на 2-х темах – судьбах человека и народа.

Кроме этого, мастер намеренно отказался от сольных партий в пользу крупных хоровых сцен. Именно поэтому первая редакция оперы не удовлетворила цензоров Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1871 г.

В результате, Модест Мусоргский внес ряд изменений в произведение, изменив сюжетную линию и финал. Изобилие народных мотивов и эффектных образов принесло «Борису Годунову» и ее автору огромное признание. Опера была впервые представлена зрителю в Петербурге в начале 1874 г.

Тогда же композитор начал трудиться над созданием драматической оперы «Хованщина», обратившись к теме кровопролитных стрелецких бунтов. Написание произведения проходило достаточно медленно, так как параллельно с этим, Мусоргский сочинял песни и романсы, а также фортепианные миниатюры, известные под циклом «Картинки с выставки».

Модест Мусоргский - INFOnotes

Тогда же Модест представил свой знаменитый вокальный цикл «Песни и пляски смерти». Во время создания «Хованщины» он начал писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка». В последующие годы биографии композитор разрывался между двумя крупными творениями.

Ситуация усугублялась крайне сложным материальным положением Мусоргского, наряду с его ухудшающимися физическим и психическим состояниями. К слову, при жизни Модеста «Хованщина» так и не будет издана.

В 1879 г. друзья организовали Модесту гастроли по городам Российской империи, а также создали фонд в его поддержку. Благодаря этому, мужчина смог продолжить заниматься творчеством еще пару лет.

Личная жизнь

Оказавшись в составе «Могучей кучки», Мусоргский получал огромное удовольствие от сотрудничества с коллегами. Это объединение фактически стало его второй семьей. Однако на личном фронте у него было не все так гладко.

Модест так и не познал счастья семейной жизни и не имел детей. Единственной женщиной, к которой он испытывал настоящие чувства, была Людмила Шестакова (сестра Михаила Глинки), отвечавшая композитору искренней материнской привязанностью. Их взаимоотношения хорошо прослеживаются в личной переписке.

Смерть

Бурная молодость Мусоргского, с постоянными попойками, привела к плачевным последствиям. Уже в возрасте 40 лет у него начались приступы помутнения рассудка, вызванные злоупотреблением спиртным. Мужчина обратился за помощью к врачу Джорджу Каррику, желая избавиться от вредной привычки.

Последние годы жизни Модест жил в крайней нужде, пережив 4 приступа белой горячки и попав в больницу. Близкие друзья, включая Илью Репина, взяли на себя все расходы на лечение. Однако это только ненадолго отложило его кончину.

Весной 1881 г. у классика снова помутился рассудок. Очередной приступ металкогольного психоза привел к смерти композитора. Модест Мусоргский умер 16 (28) марта 1881 года в возрасте 42 лет.