Константин Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский (наст. фамилия Алексеев; 1863-1938) – русский театральный режиссер, актер, педагог, теоретик, реформатор и руководитель театров. Основоположник знаменитой актерской системы, которая уже на протяжении века имеет огромную популярность во всем мире. Первый Народный артист СССР (1936).

В биографии Станиславского есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Константина Станиславского.

Константин Станиславский

Биография Станиславского

Константин Алексеев (Станиславский) появился на свет 5 (17) января 1863 г. в Москве. Он рос в многодетной обеспеченной семье.

Его отец, Сергей Алексеевич, был зажиточным промышленником. Мать, Елизавета Васильевна, занималось воспитанием детей. У Константина было 9 братьев и сестер.

Детство и юность

У родителей Станиславского был дом неподалеку от Красных ворот. Интересен факт, что никто из его родственников, за исключением одной из бабушек, не имел ничего общего с театром.

Константин Станиславский

Константин Станиславский в детстве

Бабушка Константина по материнской линии, Мари Варлей, в прошлом выступала на парижских подмостках в качестве актрисы.

Один из дедушек Станиславского был владельцем фабрики по производству канители, а другой являлся состоятельным купцом. Со временем, семейный бизнес оказался в руках отца Константина.

Родители старались дать детям наилучшее воспитание и образование. Детей обучали музыке, танцам, иностранным языкам, фехтованию, а также прививали любовь к книгам.

В семье Алексеевых даже был домашний театр, в котором выступали друзья и близкие родственники. Позже в усадьбе Любимовка семейство построило театральный флигель, который впоследствии был назван «Алексеевким кружком».

Когда Константину Станиславскому едва исполнилось 4 года, он впервые сыграл в одном из семейных спектаклей. И хотя мальчик был весьма слабым ребенком, на сцене от демонстрировал прекрасную актерскую игру.

Родители поощряли сына участвовать в подобных постановках, однако в будущем видели его исключительно в качестве директора отцовской ткацкой фабрики.

Получив начальное образование, Константин стал студентом гимназии при институте восточных языков, где обучался в период биографии 1878-1881 гг.

После окончания учебы Станиславский начал работать в семейной компании, а также активно участвовал в «Алексеевском кружке». Он не только выступал на сцене, но и ставил спектакли.

Кроме этого, Константин брал уроки пластики и вокала у лучших педагогов.

Несмотря на страстную любовь к театру, Станиславский уделял большое внимание бизнесу. Став директором фабрики, он ездил в зарубежные командировки, стремясь получить опыт и улучшить развитие производства.

МХАТ и режиссура

В 1888 г. Станиславский совместно с Комиссаржевским и Сологубом основал Московское общество искусства и литературы, устав которого разработал самостоятельно.

На протяжении 10 лет деятельности общества Константин Сергеевич создал много ярких и запоминающихся персонажей, участвуя в постановках, «Самоуправцы», «Бесприданница» и «Плоды просвещения».

Актерский талант Станиславского был очевиден как для простых зрителей, так и для театральных критиков.

С 1891 г. Константин Станиславский помимо игры на сцене, занялся режиссерской деятельностью. На тот момент биографии он поставил немало спектаклей, включая «Отелло», «Много шума из ничего», «Польский еврей», «Двенадцатая ночь» и другие.

Константин Станиславский

В 1898 г. Станиславский познакомился с Немировичем-Данченко. В течение 18 часов театральные мэтры обсуждали возможность открытия Московского художественного театра.

Дебютный состав актерской труппы знаменитого МХАТа состоял из учеников мэтров и слушателей Московской филармонии.

Первым спектаклем, поставленном в новообразованном театре, стал «Царь Федор Иоаннович». Однако настоящей мировой сенсацией сценического искусства стала «Чайка», поставленная по пьесе Антона Чехова. Интересен факт, что позже силуэт чайки станет символом театра.

После этого Станиславский с коллегами продолжил сотрудничать с Чеховым. Как следствие, на сцене были поставлены такие спектакли, как «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».

Константин Станиславский уделял много времени режиссуре, воспитанию актеров, теоретической и практической разработке собственной системы. Согласно системе Станиславского, любой артист был обязан в полной мере вживаться в роль, а не просто изображать жизнь и чувства своего героя.

Константин Станиславский

В 1912 г. при МХАТе режиссер начал преподавать ученикам актерское искусство. Спустя 6 лет он основал оперную студию при Большом театре.

В начале 20-х годов Константин Сергеевич с артистами МХАТа отправился на гастроли в Америку. Одновременно с этим он работал над созданием своего первого труда «Моя жизнь в искусстве», в котором описывал собственную систему.

После Октябрьской революции 1917 г. в России произошли серьезные перемены. Однако Станиславский продолжал пользоваться большим уважением и у представителей нового руководства страны.

Любопытно, что сам Иосиф Сталин неоднократно посещал МХАТ, сидя в одном ложе со Станиславским.

Личная жизнь

Женой Константина Станиславского была актриса Мария Лилина. Супруги прожили вместе вплоть до кончины великого режиссера.

В этом браке родилось трое детей. Дочь Ксения умерла от пневмонии еще в младенческом возрасте. Вторая дочь, Кира Алексеева, в будущем стала руководителем Дома-музея своего отца.

Константин Станиславский

Константин Станиславский с женой

 

Третий ребенок, сын Игорь, состоял в браке с внучкой Льва Толстого. Стоит заметить, что у Станиславского также был незаконнорожденный сын от крестьянской девушки Авдотьи Копыловой.

Воспитанием мальчика занимался отец мэтра Сергей Алексеев, то есть его дед. Вследствие этого он получил фамилию и отчество деда, став Владимиром Сергеевичем Сергеевым.

Интересен факт, что в будущем Владимир Сергеев станет известным историком античности, профессором МГУ и Лауреатом Сталинской премии.

Смерть

В 1928 г., на юбилейном вечере МХАТа у Станиславского, игравшего на сцене, произошел инфаркт. После этого, медики навсегда запретили ему выходить на подмостки.

В связи с этим, по прошествии года Константин Станиславский занялся режиссерской и педагогической деятельностью.

В 1938 г. из-под пера режиссера вышла очередная книга «Работа актера над собой», изданная уже после смерти автора.

Около 10 лет мужчина боролся с болезнью и творил несмотря на боли. Константин Сергеевич Станиславский умер 7 августа 1938 г. в Москве.

Сегодня система Станиславского пользуется огромной популярностью во всем мире. По ней актерскому мастерству обучаются многие известные актеры, включая звезд Голливуда.