Консорциум – что это

Консорциум (в переводе с латыни сообщество), это форма временно объединенных организаций или предприятий, независящих друг от друга, созданная для координации их коммерческой деятельности. Часто в его состав входят компании отличающиеся специализацией, но работающие в одной отрасли или ее сегменте, а также различные финансовые и кредитные структуры.

Задачи консорциума

Очень часто этот временный союз создается для воплощения в жизнь проектов, которые имеют государственное значение или требуют крупных капиталовложений.

Это могут быть программы:

  • научно технические;
  • строительные;
  • природоохранные;
  • здравоохранительные и другие.

Кроме того, он может организовываться для участия в международных торгах, строительстве крупных объектов за границей, их преобразовании и модернизации, разработке крупных месторождений.

Участие в консорциуме

Все действия членов организации контролирует лидер, получающий за это вознаграждение. Другие участники подготавливают предложения на свою долю обеспечения, в итоге они составляют общий план действий. Каждый участвующий имеет равные обязательства перед компанией-заказчиком, их взносы обеспечивают финансовую и материальную базу временного союза.

Объединяться могут предприятия, имеющие любую форму управления, но не располагающие достаточными средствами для осуществления задачи самостоятельно. Покинуть союз можно в любой момент, членство в нем создается по добровольному согласию. Есть возможность одновременно являться участником не одного консорциума.

картинка Консорциум – что это

Какими бывают консорциумы

Существуют следующие типы консорциумов:

  1. Закрытый – это когда заказчик проекта, оформляет договор с каждым членом консорциума отдельно.
  2. Открытый – договор составляется с руководителем, который представляет интересы остальных членов организации.
  3. Современные консорциумы отличаются интернационализацией, их состав часто мультинациональный.
  4. Банковский, когда один крупный банк организовывает группы небольших банков, чтобы расширить деятельность или выйти на новые рынки.
  5. Гарант – группы банков под руководством крупного банка, дает гарантию на полученные кредиты.
  6. Гарантийный – договоренность между организациями представляющих разные сферы деятельности, разделяет взятый ими риск и поручается за его возврат.
  7. Подписной – реализует займы или размещает новые акции.
  8. Финансовый – краткосрочные объединения банков для проведения крупных денежных операций.
  9. Экспортный – союзы, которые создаются в нескольких государствах, чтобы содействовать экспорту состоящих в нем предприятий.

Финансовые и подписные консорциумы, бывают временные и на постоянной основе:

  1. Временные служат для размещения на рынке акций на небольшие суммы денег и непродолжительных деловых отношений.
  2. Постоянные, подразумевают распределение займов одного или нескольких государств, операции с акциями АО, занимаются финансовыми и инвестиционными сделками в крупных масштабах.

Характерные черты консорциума

  1. Основным, устанавливающим права и обязанности документом, является соглашение;
  2. Организация может существовать с формированием и без формирования правового лица;
  3. Управляющей структурой выступает совет директоров;
  4. За всеми организациями, состоящими в консорциуме, сохраняются полноправные юридические и экономические права, исключение составляют задания связанные с реализацией в жизнь прожектов временного союза;
  5. Целью значатся программы, направленные на осуществление масштабных капиталоемких, финансовых или международных операций;
  6. Каждая компания имеет право непосредственно участвовать во многих программах, значит, может находиться не только в одном консорциуме;
  7. Временно создающиеся консорциумы имеют общую инвестиционную политику, впоследствии существует возможность их интеграции в наиболее сложнейшие структуры.

Преимущества консорциума

Предприятия и компании предпочитают интегрироваться в консорциумы, по следующим причинам:

  • нет лишних финансовых затрат на этапе регистрирования;
  • можно быстро войти в консорциум и также быстро выйти;
  • нет членских и вступительных взносов;
  • при прекращении членства, нет никаких обязательств;
  • вклад в общий котел не только финансов, но и информации, необходимых связей, профессионализма;
  • удобный режим уплаты налогов для участников;
  • привлечение фирм со знаменитыми товарными брендами, которые поднимают авторитет;
  • возможность каждого члена заключать договора от имени консорциума.

Примеры консорциумов: авиастроительный “AIRBUS INDUSTRY” в который вошло четыре страны западной Европы, “Цифровое здравоохранение”, “Уголь России”, “Берег-море” и многие другие.