Глиссада – что это в авиации

миниатюра Глиссада – что это в авиации

Современный язык полон слов и выражений, смысл которых, порой, не совсем понятен, требует пояснений. Обычно это профессиональные слова, которые вошли в нашу повседневную речь от специалистов той или иной профессии.

Поскольку для многих воздушные перелеты стали привычным способом передвижения, в нашей речи мы все чаще употребляем авиационные термины, ранее применяемые и понятные лишь профессионалами. Итак, ответим на вопрос – что такое глиссада?

Что такое глиссада, значение слова

Определимся с понятием слова глиссада. Оно происходит от французского glissadeскользить, скольжение.

В авиации это траектория при заходе на посадку, по которой происходит снижение воздушного судна или любого другого летательного аппарата. Движения по ней приводит самолет в зону посадки. Для большинства аэродромов выход на глиссаду начинается на расстоянии 15-20 км от взлетно-посадочной полосы (ВПП). От диспетчера разрешение на посадку борт получает лишь тогда, когда он находится на этой траектории. Тогда же самолет выпускает шасси.

Одной из важных характеристик ВПП служит угол наклона глиссады (УНК) – угол между плоскостями глиссады и горизонтом. В зависимости от того, насколько точно выдержан этот угол, будет зависеть дальнейшие действия летчика – заход на второй круг или мягкое приземление. По рекомендации Международной организации гражданской авиации УНК равен 3º. В СССР было принято значение 2º40′. Современные аэродромы гражданской авиации –значение угла в пределах от 2º до 4º.

При полете по глиссаде при выпущенной механизацией крыла запас по сваливанию определяют нормы летной годности (НЛГ). Чтобы обеспечить необходимый запас, не превышающий допустимый, скорость воздушного судна, движущегося по глиссаде, должна превышать скорость сваливания как минимум на треть. Для разных летательных аппаратов это составляет примерно 60±10 км/ч.

В этом режиме даже отказавший двигатель не снизит скорость воздушного судна, сохранит необходимую устойчивость и управляемость.

Заход на посадку

Заключительный и наиболее сложный этап выполнения полета, перед осуществлением посадки самолета. При этом пилот должен вывести летательный аппарат на траекторию – предпосадочную прямую – ведущую непосредственно в точку приземления.

Этот этап может быть осуществлен несколькими способами.

Визуальным (ВЗП). При этом для экипажа ориентиром является естественная линия горизонта, ориентиры на местности и наблюдаемая ВПП. Проводится, как правило, согласно схемам, определенных инструкциями по осуществлению полетов. Разрешается диспетчером после того, как осуществлен визуальный контакт с полосой, самолет находится в зоне визуального маневрирования.

картинка Глиссада – что это в авиации

По бортовым или аэродромным радионавигационным приборам. Такой способ обеспечивает заход на посадку при неблагоприятных метеоусловиях, когда визуальным методом выполнить безопасный маневр не получится. Поскольку при таком режиме экипаж строго соблюдает установленный и много раз проверенный алгоритм действий, поддерживающий заданные параметры полета и осуществляющий взаимоконтроль всех систем, он практически исключает грубые ошибки, приводящие к потере скорости и сваливанию.

Считается, что визуальный метод более экономичный по расходу топлива. Но выбор всегда остается за экипажем и диспетчером, который обеспечивает управление воздушным движением и видит всю обстановку над аэродромом.

Проанализировав случаи аварий, связанные с приземлением летательных аппаратов мимо ВПП или выкатывания судна за его пределы, видно, что они следствие некоординированного изменения направления на высоте принятия решения (ВПР). Очевидно, что в этом случае борт не был готов к посадке. В каждом случае происходило несоответствие ожидаемого поведения – судно не подчинялось управлению, осуществляя произвольное движение. Это объясняется резким увеличением лобового сопротивления судна, т.к. создаётся большой угол скольжения. Происходит уменьшение поступательной скорости, которая влияет на работу руля, подъемной силы. Самолет уходит с траектории.

Движение летательного аппарата, не контролируемые пилотом, максимальное отклонение рулей приводит к эффекту их «затенения», изменяет усилия на обратные.

Несанкционированное изменение траектории движения по предпосадочной прямой приводит к таким последствиям:

  • Отклонения курса по вертикальной (крен) и горизонтальной (тангаж) плоскости;
  • Изменяется усилия на органах управления на противоположные;
  • Снижение скорости полета, как следствие – уход летательного аппарата с траектории глиссады;
  • Из-за возникновения крена отвлечено внимание летчика;
  • Возникает опасность повреждения крыла о препятствие на малой высоте, т.к. выход из не контролируемого разворота происходит при большом угле крена.

Поэтому при полете по глиссаде на ВПР исправление отклонения по курсу возможно в границах, требования которых определены требованиями руководящих документов, строго используя координированную технику пилотирования. В технические характеристики лайнера заложена возможность исправления отклонений с помощью разворота – координированного и подконтрольного.

Если все принятые действия не привели к исправлению траектории движения воздушного корабля, то командир принимает решение захода на второй круг и более тщательной подготовки к заходу на посадку.