Доставка будущего. Яндекс.ровер

Яндекс.Ровер

Кризис с COVID-19 в большей части мира, вероятно, ускорит внедрение самоуправляемых роботов и дронов для перевозки грузов. Во многих случаях эти “марсоходы” могут минимизировать риск распространения болезни. Согласно недавним рыночным отчетам, годовой рост в секторе доставки последней мили в течение следующих 10 лет превысит 14%. При этом сегмент автономной доставки, по прогнозам, вырастет более чем на 24%. С 11,9 млрд долларов в 2021 году до более более 84 миллиардов долларов в мире к 2031 году .

В качестве примера Яндекс сообщает, что в начале февраля его программа автономной доставки Яндекс.Роверов достигла рубежа 4000 доставок с апреля 2020 года. После запуска в штаб-квартире Яндекса и в московском районе Сколково, парк роботов доставляет клиентам документы, пакеты и многое другое.

Первый опыт

Яндекс впервые запустил Яндекс.Ровер в ноябре 2019 года. Проект в рамках автономного подразделения Яндекс.Ровер был создан для того, чтобы начать с доставки небольших посылок. А затем обрабатывать еду в рамках платформы Яндекс.Еда и продукты от Яндекса.Лавка.

Доставка будущего. Яндекс.ровер

Шестиколесный вездеход Яндекса размером примерно с небольшой чемодан использует технологии, лежащие в основе автономных автомобилей. Чтобы путешествовать «со скоростью пешехода». Он способен преодолевать препятствия в большинстве погодных условий. Днем ​​или в темноте, но в тех областях, где он сейчас развернут, его действия могут контролироваться удаленным оператором.

Клиенты используют приложение для организации доставки, задавая пункт назначения. После чего один из роверов Яндекса едет по тротуарам и пересекает перекрестки в радиусе нескольких километров. Из того же приложения покупатели могут удаленно открывать вещевой отсек робота. А так же отслеживать его движения на карте или связываться с инженером Яндекса за помощью.

 

Разработка оборудования

По словам Яндекса используется ряд инструментов, разработанных силами компании. Для повышения производительности своих транспортных средств доставки. Одним из них является Яндекс.Толока, краудсорсинговый сервис маркировки наборов данных. Который позволяет аннотировать данные в любом масштабе. Еще одно, веб-приложение Nirvana, которое создает воспроизводимые конвейеры обучения и тестирования для моделей машинного обучения. Которые передаются в облако хранения и вычислений, предназначенное для аналитики.

В случае с Яндекс.Ровер команда автопилотов Яндекса смогла переназначить некоторые модели прогнозирования. Разработанные для автомобилей компании, на своих роботов. Например, для прогнозирования того, где могут пройти пешеходы. Команда также использует симулятор, изначально разработанный для тестирования программного обеспечения автомобилей. Для проверки и точной настройки алгоритмов роверов.

разработка Яндекс.Ровера

 

Решения на основе машинного обучения значительно помогают роботам прогнозировать поведение других агентов. В ситуациях, которые строго не регулируются правилами дорожного движения. По сравнению с автомобилями, движение людей на тротуарах менее структурировано. И создает еще большую неопределенность.

Картография – еще одна область, в которой автономные автомобили Яндекса помогли его роботам. Марсоходам нужны карты высокой четкости, чтобы они могли позиционировать себя в реальном мире. И части карт могут быть построены с помощью датчиков автомобилей. Датчики достаточно чувствительны, чтобы захватывать поверхности тротуаров. Роботам нужно только улучшить карту, где вид с улицы закрыт другими объектами.

Захват мира роботами

В настоящее время парк доставки Яндекса насчитывает около 35 роботов. Большинство из которых осуществляют доставку в четыре района Москвы. Так же несколько роботов используются для тестирования и для составления карты новых мест доставки.

доставка Яндекс.Ровер

В течение первых нескольких месяцев 2020 года группа самоуправляемых автомобилей Яндекса начала тестирование различных конфигураций оборудования и датчиков. В конечном итоге выбор пал на на платформу ARM. С оснащением лидарным датчиком, гидролокатором, камерами и радарами по бокам для обнаружения транспортных средств. Поставки в зимние месяцы выявили новые проблемы. Которые привели к модернизации, включая корректировку системы планирования скорости роверов. Чтобы они могли лучше справляться с обледеневшими пешеходными дорожками. Команда также улучшила энергопотребление, чтобы роботы могли работать до 10 часов без подзарядки даже в холодную снежную зимнюю погоду.

Яндекс заявляет, что отправляет вездеходы в Израиль и Южную Корею для тестирования автономной доставки. В будущем Яндекс предполагает, что роботы появятся на платформах электронной коммерции для выполнения и доставки заказов. На собственных складах и центрах обработки данных для перевозки грузов. По словам Яндекса, сейчас ведутся «активные переговоры» о партнерстве с компаниями в России и за рубежом.