Что такое адаптация персонала в организации, примеры

Отбор наиболее подходящего требованиям вакансии сотрудника – ещё не гарантия успеха работы HR-специалиста. Следующим шагом в комплектации штата является работа над адаптацией работников. Поговорим о роли организации в этом процессе.

Зачем нужна адаптация?

Поиск и трудоустройство нового работника сопровождается существенными материальными и временными затратами со стороны организации, иногда такой работник является специалистом узкого профиля и необходим для достижения стратегически важного результата. И каждому вновь принятому сотруднику необходимо пройти адаптационную стадию в новой должности.

Адаптация является двусторонним процессом и одинаково необходима и работнику, и работодателю. Период адаптации может происходить от двух до шести недель и заключается в контроле со стороны HR. Основная задача HR на данном этапе – определить его потенциал и помочь с профориентацией.

Адаптация – двусторонний процесс оценивания и приспосабливания работника и работодателя.

Цели адаптации:

  1. Минимизация издержек в процессе приспосабливания работника к новым условиям: низкая эффективность в первые дни не приводит к необходимому достаточному результату.
  2. Усиление состояния определенности нового работника на должности.
  3. Снижение показателей «текучки»: отсутствие комфорта на рабочем месте может привести к скорому увольнению.
  4. Усиление лояльности организации в сфере HR, внутри организации, в среде потенциальных работников.
  5. Минимизация временных затрат ближайшего руководства и коллег новичка. Новый специалист, не уверенный в своих действиях и не приспосабливающийся к месту работы, негативно влияет на эффективность работы всей команды, сбивая режим.

Сложности процесса адаптации

Главный камень преткновения в адаптации нового работника (в частности, не имевшего ранее опыта работы) – это отсутствие уверенности в своих силах. Закомплексованность может помешать показать свои лучшие стороны и повлиять на скорое увольнение.

Частыми страхами работника, проходящего стадию адаптации, являются следующие:

  • Лишиться полученной должности.
  • Сорвать сроки решения поставленных задач или не справиться с ними.
  • Коммуниккативные трудности в общении с коллегами.
  • Показать недостаток знаний и профессиональных компетенций.
  • Плохо выглядеть как специалист в глазах коллег и руководителя.
  • Не найти контакт с руководством.

миниатюра Что такое адаптация персонала в организации, примеры

Важным аргументом в пользу верного адаптационного периода выступает факт большинства увольнений работников, принятых на должность меньше месяца назад. На этот период приходится и достаточная доля производственных травм.

Большая часть увольнений происходит среди работников, принятых на должность меньше месяца назад.

HR-отдел в направлении адаптации имеет следующие задачи:

  1. Сформировать курс тренингов для новичка с целью лучшего понимания им сути работы, активизации имеющегося теоретического багажа и практических навыков.
  2. Контроль отношений между работником и его непосредственным руководителем. На пользу идут все формы взаимодействия, в т. ч. неформальное (встречи с коллективом после работы и пр.).
  3. Проведение тренинговых мероприятий для представителей топ-менеджмента, направленных на овладение принципами правильного руководства.
  4. Формирование плана работы нового работника с постепенно усложняющимися этапами.
  5. Внедрение практики общественных поручений для плотного взаимодействия внутри коллектива.
  6. Проведение игровых мероприятий, направленных на сплочение команды.

Формы адаптации нового сотрудника

Социальная адаптация представляет собой процесс приспосабливания к работе в новых социальных условиях, окружающим людям для скорейшего перехода к максимально эффективному выполнению трудовой функции. Процесс включает несколько стадий:

  • Постепенное вливание в коллектив
  • Ознакомление с социальными нормами в коллективе
  • Мотивированность на укрепление своей роли в коллективе и эффективный труд.

В процессе производственной адаптации новый работник трудовым путём должен внедриться в непривычную для него обстановку, максимально ускорив принятие специфических особенностей деятельности и поставленных задач. Принятие новых физических и психологических нагрузок – это психофизиологическая адаптация.

Социально-психологическая адаптация будет успешной при взаимопонимании и взаимопринятии работника и нового коллектива. Для организационной адаптации работника нужно ознакомить с особенностями корпоративной работы: условиями работы, бизнес-особенностями, спецификой взаимодействия с коллективом и другими отделами, его значением для компании. Обрисовка перспектив дохода сотрудника на новом месте работы представляет собой экономическую адаптацию.

Виды адаптации

В целом можно выделить два крупных вида адаптации:

  • Первичная, предполагающая приспосабливание сотрудника без опыта работы, часто – только окончившего вуз либо вышедшего после декретного отпуска. Это наиболее трудно адаптируемые группы работников.
  • Вторичная, направленная на адаптацию опытного работника, владеющего принципами коммуникации в трудовом коллективе и прочими премудростями работы в компании. Для них процесс адаптации более лёгок. Такой же вид адаптации применяется к работникам, сменившим должность в организации с переездом.

Методы адаптации

Для наиболее безболезненной адаптации следует верно подобрать доступные к применению методы: экономические или непроизводственные.

Экономические объединяют способы материального мотивирования работников, т.е. заработная плата, премии, бонусы. Среди непроизводственных лидируют различные нерабочие мероприятия, сплачивающие команду.

Таким образом, адаптация персонала есть важное направление деятельности HR в любой компании, вне зависимости от численности штата. Схема адаптации новичков должна быть хорошо отработана и документально зафиксирована.